Что такое кейс метод в педагогике. Case - study (метод кейсов)

Лекция 3

Образовательные технологии «Кейс-стади» и «Дебаты»

как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Технология «Кейс-стади»

  1. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

  2. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

  3. Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций

  4. Руководство по написанию кейса

  1. Структура кейса

  2. Виды кейсов

  3. Выходное тестирование

  1. Технология «Дебаты»

  1. Дискуссия как способ организации учебно-воспитательного процесса

  2. Главные черты технологии «Дискуссия»

  3. Структура дискуссии

  4. Правила проведения дискуссии

  5. Функции модератора

  6. Функции экспертов

  7. Формы дискуссий

  8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
А. Цель и принципы программы "Дебаты"

Б. Организационные процедуры

В. Ход игры

Г. Преимущества использования технологии "Дебаты"


    1. Технология «Кейс-стади»

  1. Из истории вопроса

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе.

2. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

Технология «Кейс-стади» активно используется в современном образовании, и может быть причислена к технологиям открытого образования, ориентированным на многообразие и вариативность образовательных предложений, преодоление школьного контекста, создание образовательного пространства, предоставляющего учащимся веер возможностей в выборе образовательного маршрута.

Мы понимаем, что сегодня задача школы - не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.

По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:


  • в целом умеют читать и понимать тексты , отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;

  • достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;

  • не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;

  • теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, что вызывает затруднения;

  • как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;

  • чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.
А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании: российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности; вызывает трудности операция выделения информации из вопроса; российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации; дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.

Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.

Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос - задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, - они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача - ситуация, случай, требующие собственного решения.

За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).

3. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) - метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.

Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

Технология «Кейс-стади» «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс -метода явился принцип «прецедента» или «случая». Метод Case Studies предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса из практики; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".


Кейс-стади (case-study) - буквально: "изучение случая". Форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия. Непосредственная цель case-study - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел случая.


Кейс (case) многозначное слово: Case study социологическое исследование; Case fame моделирование управления; Case history наглядная иллюстрация; Case method метод анализа ситуации. Моделирование построение модели ситуации. Системный анализ системное представление и анализ ситуации. Мысленный эксперимент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования. Методы описания создание ситуации описания. Проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации. Метод классификации создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации. Игровые методы представление вариантов поведения героев ситуации. Мозговая атака генерирование идей относительно ситуации. Дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения. Глоссарий


Кейс – это: Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE). Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).


«Ирина, молодой специалист, работает в редакции газеты «Юность» всего 6 месяцев. Ирина - очень скромная, рассудительная и симпатичная девушка. Над каждым своим проектом она работает очень долго и аккуратно, все досконально взвешивает. Она большой энтузиаст своего дела, но, к сожалению, мало интересуется людьми, что вызывает недовольство руководства и сотрудников редакции. Некоторые считают ее белой вороной. Чтобы «утвердиться» в глазах коллег, ей приходится преодолевать немало трудностей. Она часто берет недоделанную работу домой. По заданию редакции ей необходимо написать статью о финансовой деятельности одного банка. В одном журнале Ирина нашла очень интересный материал как раз по теме ее работы. Статью необходимо было срочно сдать, и Ирина, не успевая к сроку, решила заимствовать в своей статье большой фрагмент журнального материала, частично пересказав его своими словами. Через неделю, когда газета вышла, в редакцию позвонили. Это оказался автор заимствованной статьи из журнала. Он долго разговаривал с главным редактором газеты...»






Является ли ситуация, сложившаяся в редакции, типичной? Что является предпосылкой сложившейся ситуации? Что можно считать основной проблемой? Кто участвует в решении проблемы? Каковы их цели? В чем заключается «проблема» Ирины? От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации? Почему Ирина попала в такую ситуацию? Что необходимо предпринять каждой из сторон? Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему? Кто может принять решение? Какое решение должно быть принято? Каковы цели человека, который принимает решение? Какие действия должны быть приняты? Каковы последствия? Что бы вы сделали на месте главного героя? Почему? Вопросы


Данные результатов международного исследования PISA-2000 Группа «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов: в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать - однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности; достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям; не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ; теряются при работе с составными текстами: если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, возникают трудности; как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты; чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.




Структура кейса Описание проблемной ситуации (собственно сам кейс); перечень вопросов, на которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом; пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории; приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет.






Практический кейс Цель - детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Главный смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Должны быть максимально наглядными и детальными


Обучающий кейс Основные задачи - учебные и воспитательные, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.


Исследовательский кейс Выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.




Критерии кейса 1. Источник Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения. 2. Процесс отбора Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным. 3. Содержание Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. 4. Проверка в классе Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учащихся (другого класса, другой программы обучения). Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата. 5. Процесс устаревания Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.


Этапы работы Стадия единения – погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Варианты работы: Текст КС может быть роздан ученикам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС. Она соотносится с соответствующим разделом курса.


Стадия поляризации - организация совместной деятельности Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы: деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально; слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени; в каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации; в каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.


Стадия мобилизации: обсуждение 1. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). 2. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.






Этап анализа и рефлексии совместной деятельности (катарсис) Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.








3. Основной (аналитический) этап Вступительное слово учителя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков. первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений. второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.




Результаты работы с кейсом Учебные(результаты, связанные с освоением знаний и навыков) Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения) Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем


Характеристики успешного кейса Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы, хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы ученик забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешится. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, ученики воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие.


Характеристики успешного кейса Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения. Правила для учеников: высказывания должны быть не разрешается говорить нескольким главные идеи должны быть все обсуждения ведутся отказаться от и иметь нейтралитет к занять позицию преодолевать конфликты и без морализаторства серьезно участников активизировать и группу свои эмоции структурировать занятие. Заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом Правила для учителя:

Кейс-стади (англ. case study) обучение переводят на русский по-разному: это и бизнес-кейсы, и метод ситуационного анализа, и метод конкретных ситуаций. По сути, все эти термины обозначают подход к обучению, в основе которого лежит решение студентами конкретных задач. Ситуации могут быть как искусственно смоделированными, так и взятыми из реальной практики.

Метод case study был представлен в 1920 году в Школе бизнеса Гарвардского университета в качестве прогрессивного подхода к обучению, связанного с менеджментом и бизнесом в целом. С тех пор Гарвард выступает главным пропагандистом этой методики обучения, а в библиотеке университета собрана самая крупная в мире коллекция кейсов. К середине 50-х годов прошлого века case study окончательно закрепился в западноевропейских университетах. В наши дни программы подготовки менеджеров (в том числе, программы МВА) - лидеры по внедрению кейсов в учебную программу.


Школа бизнеса Гарвардского университета. Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция кейсов.

Преимущества кейс-стади обучения

  1. Практическая направленность. Решение кейсов помогает использовать теоретические знания на практике. По сравнению с академическими лекциями и узконаправленной практикой польза от кейсов - колоссальная.
  2. Интерактивный формат. Метод case study обеспечивает высокую вовлеченность студента и учебной группы в процесс решения задач, за счет чего лучше усваивается материал.
  3. Развитие конкретных навыков. Например, «мягких навыков» (soft skills), которые необходимы для дальнейшего построения карьеры. Case study эффективен для формирования таких компетенций, как коммуникабельность, лидерство, принятие решений в условиях стресса.

Какие бывают кейсы

Хороший кейс состоит из двух компонентов: учебного и практического. Поэтому создание кейсов проходит в тесном сотрудничестве преподавателя и компании, которая является главным действующим лицом кейс-истории. Иногда проблематика кейса нарочно заостряется, в нее закладывают ряд вопросов, побуждающих дискуссию. Содержание кейса берут из открытых источников: статистических и консалтинговых данных, отчетов, специализированных СМИ, а также из интервью с управленцами и сотрудниками компании.

  1. Кейс не имеет единственного правильного ответа. Обычно, есть несколько корректных решений и одно оптимальное решение.
  2. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
  3. Каждому кейсу присваивают уровень сложности. Есть структурированные (минимум дополнительной информации) и неструктурированные (большой объем «лишней» информации и слабо связанных данных) кейсы. Третий вариант - кейс с «маленькими набросками», когда основные данные представлены 3-4 предложениями, а всю дополнительную информацию необходимо найти самостоятельно.

Пример бизнес-кейса

Местной компании необходимо выйти на федеральный рынок.

Исходные данные:

  • Заказчик - местная компания, работает в Нижнем Новгороде.
  • Деятельность - производство котельного оборудования, в основном газовых котлов. Ассортимент включает одно- и двухконтурные котлы, но со следующего года компания планирует сосредоточиться на выпуске двухконтурных котлов, так как они более востребованы. Есть напольные и настенные котлы.
  • Продукция ориентирована и на частных покупателей, и на клиентов b2b-сферы. Относится к среднему ценовому сегменту. В дальнейшем есть желание поставлять котлы именно для b2b-сферы: строительных и подрядных организаций, которые сдают жилье «под ключ».
  • Конкурентные преимущества продукции: иностранные комплектующие (медные теплообменники, системы защиты), есть модели с «умной» кнопкой блокировочного термостата. Плюс - стандартные «фишки»: доставка, официальная гарантия 36 месяцев. В Нижнем Новгороде есть сервисный центр. С выходом на федеральный рынок планируем расширять сервисную сеть.

Задание: как компании выйти на федеральный рынок?

Где учиться по методу case study

  1. Тематические кейс-клубы - образовательные площадки для студентов и выпускников. Часто создаются при университетах. Например,

КЕЙС – МЕТОД

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

с/п «Село Троицкое»

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

    Анализировать ситуации.

    Оценивать альтернативы.

    Выбирать оптимальный вариант решений.

    Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний - развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

у детей происходит:

    Развитие навыков анализа и критического мышления

    Соединение теории и практики

    Представление примеров принимаемых решений

    Демонстрация различных позиций и точек зрения

    Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

    Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    Образовательные

    2. Образование и достижение личных целей

    3. Повышение уровня коммуникативных навыков

    4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап - выделение основной проблемы (проблем),

3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

    Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Источники формирования кейсов

Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

    Доступ к базе современных учебно-методических материалов

    Организация гибкого учебного процесса

    Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

    Беспрерывное повышение квалификации

    Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

    Ученику

    Работа с дополнительными материалами

    Постоянный доступ к базе консультаций

    Возможность самому готовиться к аттестации

    Общение с другими учащимися в группе

    Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Статья

«Кейс - метод - активный метод обучения»

подготовила

учитель начальных классов

Соловьёва Нелли Дмитриевна

г.Новый Уренгой

2012г.

Кейс- метод - активный метод обучения

В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.

Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case - случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Классификацию видов «кейса» можно представить в виде таблицы:

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. соответствовать чётко поставленной цели создания;
  2. иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  3. быть актуальным на сегодняшний день;
  4. быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  5. иметь несколько решений для организации дискуссии.

Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1.Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5.Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

Гарвардская школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в режиме данного метода. Они зависят от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся .

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Педагог готовит кейс

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитический кейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.

Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от обучающего кейса к работе в режиме исследовательского кейса даёт возможность учащимся проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при формировании компетенций.

Но чем сложнее деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации, возникает риск нехватки учебного времени в режиме классно-урочной деятельности. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Исследовательский - не менее 4-х часов. Достаточно много времени уйдёт и на подготовку кейса, поэтому его использование, будет ограничено 4-6 уроками в месяц.

Разрешение этой проблемы во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции учителя. Объединение научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя в подготовке кейс-метода способствует максимальной реализации развитию его способностей, обновлению его творческого потенциала.

Кейс-метод - эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

Информационные источники

  1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. http://www.casemethod.ru/
  2. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269
  3. Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182
  4. http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846 - материал для реализации всероссийского сетевого проекта,подготовлен Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.