Обзор настольной игры Master of Orion — так же интересно, как и на компьютере! Настольная игра Master of Orion Орион настольная игра.

Master of Orion - настольная пошаговая космическая стратегия от Hobby World и WG Labs, созданная по мотивам одноименной компьютерной игры. Игроку предстоит возглавить одну из 7 рас (алкари, мелкары, псилоны, дарлоки, булрати, мрршаны, люди) и, развивая ее, привести к победе над остальными.

Для тех, кто совсем далек от темы: Master of Orion представляет из себя что-то наподобие « », только в космическом сеттинге. Игрокам необходимо распоряжаться определенными ресурсами, возводить полезные сооружения и выбирать путь развития (например, военный или научный). В настольной Master of Orion побеждает тот, кто по окончании 8 раундов набрал большее количество очков. Есть еще два варианта завершения игры: если у кого-то из игроков лояльность равна 0 или меньше; хотя бы у одного игрока заполнены все системы (по 5 карт строений в 4 системах).

В комплектацию входят:

  • 90 карт сооружений (63х89)
  • 8 карт советников (63х89)
  • 6 планшетов цивилизаций
  • 60 деревянных кубиков
  • 16 жетонов
  • Поле для подсчета очков
  • Правила игры

Из-за массивных правил (15 страниц) можно растеряться, особенно на старте игры. Стоит обратить внимание, что на каждом планшете рас в правом верхнем углу расположен порядок раунда. Начинается все с получения ресурсов: если это старт игры, то кубики расставляются на ресурсы, обведенные кругом (у каждой расы свои начальные показатели); если это последующие раунды, то необходимо обратить внимание на правый верхний угол возведенных строений, где указан прирост определенных ресурсов.

После распределения счетчиков продовольствия, флотов и производства следует фаза определения уровня мобилизации. Счетчики делятся на три зоны: левую (все кубики ресурсов находятся на значениях от 0 до 3), среднюю (от 4 до 6) и правую (от 7 до 9). Под этими зонами расположены эффекты мобилизации: если уровень мобилизации низкий (левая зона), игрок берет 3 кубика своего цвета, 1 карту из колоды и увеличивает лояльность своей цивилизации на 1. Бонусы за остальные уровни мобилизации у каждой расы свои.

После чего следует фаза действий. Полученные кубики можно потратить на строительство (построить карту сооружения; в начале раунда у игрока на руке должно быть не больше 5 карт), эксплуатацию (сбросить карту и получить ресурсы или другую карту), исследование (взять определенное количество карт с верха колоды), активацию (активировать эффект карты), атаку (напасть на другого игрока), торговлю (произвести обмен ресурсами), пропаганду (увеличить лояльность) или сделку (нанять советника). Игроки поочередно выполняют действия до тех пор, пока не потратят все кубики, полученные после фазы определения уровня мобилизации.

В конце раунда игроки возвращают в резерв кубики со своих планшетов и сбрасывают лишние карты (если на руках больше 5). Также маркер раундов передвигается на следующее деление, а жетон первого игрока (действия разыгрываются начиная с того, у кого жетон) передается по часовой стрелке.

Играть в Master of Orion можно в компании от 2 до 4 игроков, продолжительность партии занимает около часа. Эффекты карт в основном завязаны на взаимодействии с ресурсами и другими свойствами. Каких-то супер-комбинаций не наблюдалось, игра довольно спокойная. Также совсем немного затрагивающих соперника карт, все игроки потихоньку занимаются манипуляциями ресурсов и прочими делами в своих песочницах.

Поначалу довольно сложно влиться в игровой процесс. Чтобы понять что к чему, приходится несколько раз перечитывать правила. А также постоянно в них заглядывать из-за не самых интуитивно понятных символов на планшетах и картах. Но со временем понимаешь, что в целом интерфейс понятен и минималистичен. Упрощать дальше уже некуда.

На столе игра занимает не так много места, но есть небольшая проблема: если в каждой системе выкладывать строения друг на друга, оставляя видимыми верхние показатели карты (тип, название и прирост ресурсов), то не видно центральных и нижних данных. А там у нас достаточно важных деталей: игровой эффект, время срабатывания эффекта карты (при активации, после постройки, в начале раунда и т. д.), ячейка для кубика, эффект эксплуатации карты, победные очки. В таком случае нужно либо постоянно не забывать приоткрывать и заглядывать на остальные карты, либо разложить их рядом друг с другом, не накладывая поверх, но тогда размер игрового поля прилично увеличится.

Помимо небольших субъективных проблем со стартом и интерфейсами, в Master of Orion все на довольно высоком уровне. Качественные материалы и оформление планшетов и карт. Все гармонично упаковано в солидную коробку размером 255х255х62.

Настольная игра Master of Orion отлично подойдет парам, друзьям или небольшой компании, желающим интересно и хорошо провести время. Несмотря на спокойный темп игры, скучать уж точно не придется. В Master of Orion постоянно нужно продумывать свой путь развития и грамотно распоряжаться ресурсами. Эта настольная игра обязательно подарит массу впечатлений. Купить Master of Orion можно на сайте издательства Hobby World или в магазинах Hobby World .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Валар моргулис, играны.

Сегодня расскажу о российской настольной игре, которая сделала меня немного счастливее — Master of Orion . Сделана она Игорем Склюевым и Екатериной Горн под влиянием одноименной культовой пошаговой стратегии на PC от Microprose. Точнее, полагаю, второй ее части — . Эта игрушка была настолько крута, что вдохновила не только разработчиков на чудесную настолку, но и фантаста Сергея Лукьяненко на прекрасную трилогию «Линия Грез» («Линия грез», «Тени снов», «Императоры иллюзий»). Была еще и третья часть — Master of Orion 3 (2003) и сиквел Master of Orion (2016), но о них я лучше не буду. И вам не советую.

Я часами играл в Master of Orion 2 , и когда лучшее российское издательство настольных игр HobbyWorld (Мир Хобби) прислало мне эту игру на тестирование, я замер в предвкушении. Это могло оказаться либо полным провалом, тянущим на дно камнем из-за третей части компьютерной игры, либо — адским вином, продолжающим наследие Master of Orion (1993) и Master of Orion 2: Battle at Antares (1996) . Конечно, уже есть околотематические настолки «Сумерки империи» и «Эклипс». Но их судьба волнует меня гораздо меньше, чем близкий мне тайтл Master of Orion. Тем более, что в этом году уважаемый Wargaming (текущий владелец прав) выпустил игру Master of Orion (2016 ). В нее я пока еще не играл, но игроки говорят, что получилось слабовато. Может быть потом в рамках видеопроекта «Старпёр-гейминг» сделаю обзор на ютубе.

Но настольная игра Master of Orion оказалось превосходной. Авторы игры (Игорь Склюев и Екатерина Горн) — отлично справились с передачей духа и ощущения космической экспансии. На полное изучение правил уходит всего минут 20, хотя начать играть можно уже минут через 10 после вскрытия коробки, тем более основные правила и ход игры дублирован на планшете каждого игрока. Игра захватывает только где-то к третьем раунду (это первые 10-15 минут игры), когда ты понимаешь суть и начинаешь выстраивать стратегию. На партию уходит до часа, и становится очень грустно, когда понимаешь, что игра подходит к концу. Хочется немного продлить это ощущение волшебства. Я часто пробую новые настольные игры, но редко когда мне после завершения партии сразу же хочется «пересдать».

О чем игра?
Авантюрная настольная игра Настольная игра Master Of Orion, которая перенесёт вас в мир легендарной стратегии. Вам предстоит возглавить один из народов, которые сойдутся в космическом противостоянии. От ваших действий будут зависеть судьбы скрытных дарлоков, гениальных псилонов, универсальных людей и многих других. Умело распорядитесь ресурсами и направьте развитие в нужное русло. Вы можете пойти военным путём или выбрать путь созидания: управляйте погодой, стройте космофлот, развивайте производство, нападайте на чужие планеты, тренируйте шпионов.

В настольном Master of Orion шикарно выдержан баланс между расами . У каждой есть свои особенности, но это не значит, что она «перетягивает» баланс в какую-то сторону. Шансы на победу равны у любой расы, и одинаково интересно играть за любую из них. Даже за людей. Для меня это важно, поскольку я не хардкорный игрок и обычно выбираю расу по арту на картинке. А они очень крутые здесь.

Теперь правила хорошего тона требуют найти минусы. В этих ваших интернетиках пишут о картоне — карточки тонкие. Не понимаю эту претензию — толщина вполне приемлемая и полиграфия отличная. А вот жетоны выглядят скучновато. Это просто цветные деревянные кубики. Очень не хватает здесь фигурок персонажей — лидеров расы (аватаров игрока). Они, конечно, не несут игровой нагрузки и повлияли бы на цену коробки. Но как же круто они могли бы выглядеть (например, как в ) и добавили бы немного «космической атмосферности» — здесь ощущается небольшой дефицит.



2–4 игрока
12+
40–60 минут

Состав игры:
90 карт сооружений
8 карт советников
6 планшетов цивилизаций
60 деревянных кубиков
16 жетонов
Поле для подсчёта очков
Правила игры

Размер коробки: 255х255х62 мм;
Размер карт: 63х89 мм.

Было приятно в титрах обнаружить фамилии бесконечно уважаемых мной людей и бывших коллег — Колю Пегасова (креативный директор игры) и Петю Тюленева (развитие игры). Надеюсь, что продажи у игры будут хорошие — она того стоит. Если у вас есть друг, который любит тему Космоса — в играх, в науке, в романах космической оперы — подарите ему на новый год эту игру. Да и вообще — настольная игра — это универсальный подарок. Наиболее универсальна в этом плане игра «Находка для шпиона» Александра Ушана, но это другая атмосфера, и о ней — в следующий раз.


Мне довольно волнительно писать о настольной игре Master of Orion (далее MoO). Может быть еще два месяца назад я бы испытывал немного другие эмоции перед тем, как начать набирать текст в вордпрессе, которым я пользуюсь. За короткий период эту игру успели так сильно «зашкварить», что дым от Тесеры был такой, что складывалось впечатление, как будто бы горит весь рунет. Периодически я получаю вопросы от читателей и знакомых — что я могу сказать о МоО? И если раньше я лишь разводил руками и молчал, то сегодня мне есть о чем рассказать. В этом обзоре вас ждет вся правда-матка о новой российской игре про космос.

Человек ты, псилон или мрршанин?

Возможно кто-то не в курсе: Master of Orion — это компьютерная игра (пошаговая космическая стратегия), выпущенная в 1993 году. Игра довольно быстро обрела статус культовой среди любителей стратегий. В 2016 году вышло продолжение этой игры (разработчик — аргентинская студия, а издатель — всем известный Wargaming , который подарил всем возможность покататься на танках).

Настольная игра МоО использует термины и базовые элементы из этой самой новой компьютерной игры. Вы в начале игры выбираете себе расу (псилоны, мрршане, дарлоки, булрати или алкари) и пытаетесь привести ее к процветанию. Достигается это с помощью строительства карточек, и за это действие нужно тратить ресурсы. Строим карточки, получаем ресурсы, тратим их на строительство новых карточек, в конце игры получаем за свои деяния победные очки — вот так примерно можно описать то, что мы делаем в МоО.

Стоит отметить, что изначально настольная игра задумывалась как постапокалипсис. Игрокам предстояло заниматься примерно тем же — отстраивать свой город, развивать технологии и успешно отбиваться от налетчиков, но когда издательство Hobby World взяло игру под свое крыло, то тему пришлось поменять на космос.

Состав

Коробка с игрой имеет средний размер, что подсказывает покупателю о том, что перед нами не филлер, но и не хардкор. Внутри вы найдете поле для подсчета очков, картонные круглые жетоны, деревянные кубики четырех цветов, двусторонние планшеты рас и колоду карт.

Планшеты рас немного тонковаты, но я не вижу в этом проблемы, потому что их не нужно во время игры переворачивать или двигать, поэтому толщина листа ни на что не влияет. Деревянные кубики довольно большие, брать удобно. Карточки мне показались нормального качества — не толстые, но и не тонкие, краска не слезла после первой партии, и это хорошо. Знаменитые жетоны, которые наделали много шума в интернете, оказались идеального качества. Поэтому никаких претензий к качеству игры у меня нету.

Золотое правило: не больше четырех систем!

В течение восьми раундов (или меньше, если сработает другое условие завершения игры) игроки будут выполнять разные действия (чаще всего это строительство карт с руки) с целью набора победных очков.

Каждый игрок получает в свое распоряжение планшет расы и набор кубиков одного цвета. Планшет несет в себе очень много информации, поэтому он такой большой по размеру. На нем отмечают количество ресурсов, которые доступны игроку, и определяют лояльность цивилизации, за которую играет игрок. Также на планшете указаны все возможные действия, которые можно применить в свой ход. После того, как все получат по 5 карт, начинается первый раунд.

Условно раунд можно разделить на 3 фазы:

  • фаза получения ресурсов (их приносят построенные вами карточки; в самом начале игры никто ничего не получает, т.к. ни у кого нет карт) + определение мобилизации (определяется, сколько действий будет доступно каждому игроку в текущем раунде) + срабатывание эффектов «в начале раунда»;
  • фаза выполнения действий;
  • фаза проверки конца игры + сброс лишних карт в руке + сброс кубиков в резерв + передача жетона активного игрока.

Получается, что в первую фазу мы готовимся к розыгрышу действий, во вторую фазу разыгрываем действия, а в третью готовимся к следующему раунду.

В начале раунда игроки получают ресурсы, которые им приносят построенные карты (эти ресурсы нарисованы в верхнем правом углу на карте). Уровень мобилизации зависит от количества ресурса, которого у игрока больше всего. Чем больше ресурса, тем больше действий получит игрок, но есть риск, что при этом у цивилизации упадет лояльность. Кубики, которые в начале игры получает каждый игрок, символизируют собой действия. Т.е. когда игрок получает или тратит действия, то он получает или тратит кубики.

Самая интересная фаза — это конечно же фаза действий. В эту фазу игроки стараются наиболее эффективно потратить свои кубики действий. А потратить их можно вот на что:

  • строительство — выкладываем карту с руки на стол, предварительно оплатив ее стоимость. Изменение количества ресурсов фиксируется передвижением кубика на планшете игрока. Игрок может иметь от 0 до 9 ресурсов каждого из трех типов. Построенные карты не просто хаотично кладутся на стол — они должны формировать системы. Под системами имеются в виду стопки карт, сдвинутые немного вниз (чтобы были видны ресурсы, которые приносят карты). Игрок может иметь не более 4-х таких систем, в каждой из которых может быть не более 5-и карт. Когда игрок выкладывает в систему новую карту поверх старой, то он теряет доступ к свойству старой карты, но зато получает доступ к новому свойству;
  • эксплуатация — можно сбросить карту и применить эффект карты, который находится в левом нижем углу. Как правило, эффект заключается в получении ресурсов или наборе новых карт в руку;
  • исследование — позволяет набрать с верха колоды 2 карты в руку;
  • активация — если на рабочей карте (верхняя карта в системе) есть свойство, которое требует траты кубика действия, то его можно разыграть, поставив кубик в специальную ячейку на карте;
  • атака — да-да, в этой игре можно атаковать других игроков! Для совершения атаки нужно потратить 2 флота (это один из ресурсов) и выбрать игрока, у которого количества флота будет столько же, сколько у вас, или меньше. За это вы получите 2 победных очка, а атакованный игрок потеряет 1 единицу лояльности. При разном количестве игроков можно атаковать разное количество раз за раунд;
  • торговля — каждому игроку доступен рынок, на котором можно обменять ресурс на любой другой, но в разной пропорции;
  • пропаганда — увеличивает лояльность на 3 единицы;
  • сделка — сбросив три карты с руки, можно нанять одного из пяти советников, который дарит игроку полезное свойство.

Игра завершается либо по окончании 8-ого раунда, либо если у кого-то из игроков лояльность упала до нуля или ниже, либо у одного из игроков собралось по 5 карт в каждой системе. Когда сработало одно из этих условий, то игроки приступают к подсчету победных очков. К очкам, которые они набрали в течение игры, добавляются текущие очки лояльности и суммируются очки, которые приносят построенные карты. Кто больше всех наберет очков, тот и победит.

Строй-получай-атакуй

Иногда бывает, что после прочтения правил ты прекрасно понимаешь, о чем эта игра. Правила после прочтения могут либо разочаровать, либо наоборот разгорячить интерес к первой партии. МоО для меня стала вторым вариантом. До того, как игра попала ко мне в руки, я не мог однозначно сказать, интересна мне она или нет. Наверное, меня немного смущал тот хайп, который был создан вокруг игры. Благо, прочитал правила и понял, что мне однозначно будет интересна эта настолка. Единственный вопрос был в следующем — на что способны свойства карт? Смогут ли они меня заинтересовать на столько, что я не смогу отлипнуть от игры?

Суть игры проста, и она крутится вокруг карт. Мы строим карты, на которые у нас хватает ресурсов и которые приносят полезный бонус, сбрасываем лишнее с руки, чтобы получить дополнительные ресурсы или нанять советника.

Сразу после прочтения правил у меня сложилось впечатление, что в игре слишком много вариантов действий игроков. Здесь же есть и строительство, и эксплуатация, и торговля и т.д. и т.п. И потом я убедился, что действий ровно столько, сколько нужно. Они все понятны и прекрасно используются в нужный момент. В МоО нет такого, что игрок всегда выбирает лишь часть действий, на которых он концентрирует свое внимание. Например, пойти строго по войне, торговле или строительству — так не бывает. Каждое действие приносит одинаковую пользу и игрок периодически использует все варианты. Единственное исключение составляет наем советника, которого нет смысла менять каждый раунд, сбрасывая 3 карты. Один раз нанял — и все.

Безусловно, важнее всего сосредоточиться на строительстве, потому что купленные карты в каждом раунде будут приносить очень нужные в игре ресурсы. Стоит отметить, что не все карты приносят ресурсы, но подавляющее большинство это делает. Задача игрока на первых этапах — поскорее построить движок по получению ресурсов. Их не так много получают за сброс карты, к тому же за это еще тратится один кубик действия. Гораздо выгоднее получать ресурсы бесплатно в начале раунда, а для этого нужно строить.

Не стоит забывать, что мы имеем дело с карточной игрой и механика игры заточена под то, что мы будем постоянно манипулировать картами — сбрасывать их, набирать и строить. Что вам придет в руку — никто не знает. Карточки имеют разную ценность как по свойству, так и по стоимости. Вполне может так получится, что у вас на руке будет 5 карт, но ни одну из них вы не можете построить, так как у вас не хватает ресурсов. Наверное, на этом этапе некоторые настольщики махнут на МоО рукой, так как игра не позволяет игрокам свободно совершать любые действия. Кто-то может сказать, что игра слишком рандомная — кому повезло вытянуть классную карту, тот и победит. Но это стандартная ошибка тех, кто имеет небольшой опыт в карточных играх. В МоО есть отличные способы набирать новые карты и выбирать из них те, которые вам нужны. В первой партии я практически не использовал в эксплуатации карты, которые позволяют брать 4 карты с верха колоды и оставлять себе 3 из них. Я просто боялся, что в конце раунда мне придется сбросить много карт, но на самом деле зря боялся, так как это нужно делать.

Во второй партии я постиг еще одну истину — копать карты нужно не только для того, чтобы было из чего выбрать, но и чтобы выбрать действительно полезные для себя карты. В той второй партии один из игроков сумел построить много карт. У него было 4 системы, в каждой из которых было по 4-5 карт. Но когда мы начали считать очки, то оказалось, что он набрал всего 16 баллов, в то время как другие игроки имели больше 30. Как же так получилось? А все потому, что игрок не обращал внимания на то, что он строит. Все карты справа внизу имеют цифру, означающую, сколько очков получит игрок в конце игры. И довольно часто там встречаются нули. Вот эти нули и построил бедный игрок.

Когда играешь в МоО нельзя ни в коем случае забывать, зачем ты играешь в эту игру. Самая первая задача игрока — делать все, что приносит очки, а именно строить и атаковать. С атакой все более-менее понятно — любая атака дает 2 ПО. Но со строительством нужно быть внимательнее. Есть великолепные карты, которые в конце игры дают ПО за определенный тип карт в одной системе или в любых системах игрока. Я считаю эти карты самыми важными. Именно они в конце игры дают существенный прирост очков. Есть еще несколько сумасшедших карт, которые приносят аж 12 ПО, но чтобы их построить, нужно сбросить сразу по 7 ресурсов каждого типа, а это может получится только ближе к концу игры. Практически все остальные карты радуют разве что только 1 ПО. Карты с 0 очков неплохие. Они, как правило, мгновенно дают ресурсы или позволяют игроку сделать дополнительное действие. Но всегда следует помнить, что карты, не приносящие очки, полезны только в момент их постройки, а в конце игры польза от них будет небольшой. Поэтому нужно стараться найти в колоде те карты, которые позволят вам набирать очки в большом количестве.

В игре есть три условия, при которых игра заканчивается. Но все мои партии заканчивались после 8-го раунда, так как:

а) игроки немного бояться собирать системы до конца;

б) за лояльностью все внимательно следят.

По времени 8 раундов могут длиться по разному, в зависимости от количества игроков и уровня их подготовки. На двоих партию можно разложить за минут 40-45, а вот партия на четверых у нас обычно занимает добрых 1-1,5 часа. В принципе, в этой игре можно легко залипнуть над выбором действия, поэтому игроки, склонные к параличу анализа, запросто будут увеличивать игровое время.

Если говорить об игровых ощущениях при разном количестве игроков, то я могу сказать, что разницы особой не почувствовал. Что вчетвером играешь, что вдвоем — по сути все едино. В МоО нет карт, которые бы игрались на четверых хорошо, а на двоих плохо (или наоборот). Если, к примеру, у вас есть защита от атак, то она одинаково хорошо играется при любом раскладе. К тому же в игре не так много карт, затрагивающих соперников. Чаще всего все тихонько копаются в своих песочницах и иногда атакуют друг друга.

И вот тут мы подобрались к тому самому вопросу, которым я задался после прочтения правил — а хороши ли свойства карт? В этом плане МоО — довольно спокойная игра. Никаких супер нереальных комбинаций в игре я не нашел. В основном эффекты карт завязаны на манипуляции с ресурсами, на бонусы/штрафы от атак, на потерю или набор лояльности, на специальных эффектах вроде бесплатного наема советника или получения дополнительного кубика действий. Каких-то длинных цепочек эффектов я пока что в игре не заметил. Бывает, что карта позволяет построить одну дополнительную карту, а потом еще одну, если выполняются определенные условия. Но сильной синергии я не заметил. Практически все карты индивидуальны и работают сами по себе. В этом плане МоО уступает таких играм, как Race for the Galaxy или Imperial Settlers . Еще из чего-то отдаленно похожего можно назвать Брюгге и New Era . МоО, имхо, более казуальная игра, хотя некоторые эффекты карт заставят попотеть игрока, прежде чем он поймет, как работает карта. Я где-то только после третьей партии более-менее привык к картам и тратил меньше времени на обдумывание оптимального применения. К сожалению, я не вижу в МоО глубины.

Возможно, этому способствует и ограничение в четыре системы. На самом деле это довольно интересное решение разработчиков, потому что этим они ограничили игрока в обрастании возможностей. Вспомните Брюгге , когда под конец партии у вас на столе лежит куча персонажей и каждого нужно проверить на срабатывание эффектов. Игрок всегда боится пропустить возможность сыграть свойство персонажа по невнимательности, ведь это может стоить ему победы. В МоО следить за картами проще — у игрока не может быть более 4-х рабочих карт (если не считать свойство советника, позволяющего создать пятую систему). Согласитесь, что контролировать 4 карты проще, чем 10 или 15. И порою так мучительно закрывать полезную карту другой картой из-за того, что больше свободных мест нету. И вот ты уже не получаешь бонус от атаки, зато можешь потратить кубик действия, чтобы получить нужные ресурсы. Возможности игрока практически каждый ход меняются. Заметьте — не дополняются (если у вас уже начаты 4 системы), а меняются. Не получится получить доступ и к одному, и во второму, и к третьему, и пятому, шестому, седьмому. МоО заточена не под усиление, а под изменение. Усиливаем в игре мы только ресурсы, которые берем в начале раунда. Все остальное меняем и модифицируем.

Советники. Это такой милый штришок, который хорошо вливается в общую картину. Теоретически свойства советников могли быть на планшетах рас, чтобы те еще больше отличались друг от друга. Но наем советников тоже интересно работает. Я бы не сказал, что всем игрокам нужно сразу же бросаться на покупку советника, к тому же иногда это можно сделать не тратя карты, но чем раньше советник будет вам помогать, тем больше от него пользы.

Мне очень-очень-очень понравилось, что все расы в игре разные и их больше четырех. Это прямо просто супер здорово. Я уже как-то привык, что издатели часто делают урезанные игры, в которых всего впритык — героев, карточек, жетонов. Например, если рассчитана игра на четверых игроков, то вот вам четыре расы и не больше. Планшеты фракций двусторонние — на одной стороне люди (у которых стартовые ресурсы отличаются), а на другой какая-то иная фракция с интересными улучшенными свойствами. Например, алкари в начале раунда могут потратить 1 ПО на получение 1 кубика действий. Мрршане получают дополнительный флот за применение действия эксплуатации. Псилоны во время исследования берут не 2, а 3 карты. В общем, играть за разные фракции интересно, т.к. их способности могут немного менять вашу стратегию.

Игровые действия мне тоже нравятся, так как они все по своему уникальны, полезны и интересны. Не хватает ресурсов — сбрасывай карты и получай их. Есть лишние ресурсы — используй торговлю. Если есть возможность, всегда строй карты. Много флота — атакуй соперников. Не хватает карт или плохие карты в руке — все сбрасывай и начинай рыть колоду. Низкая лояльность — срочно поднимай ее. Все довольно гармонично.

Если играть аккуратно, с умом, то в конце игры не будет большой разницы по очкам. У нас, как правило, получалось набирать в среднем от 30 до 40 очков (у лидера может быть чутка побольше). Возможно с опытом начнем брать и 50;)

Еще мне нравится МоО за то, что она не занимает много места на столе (у каждого игрока есть только планшет и 4 ряда карт), а так же она быстро раскладывается и собирается в коробку. Раздал планшеты, разобрал кубики, перетасовал колоду карт, раздал по 5 карт, подготовил советников — можно играть. Все это делается буквально за несколько минут. Собирать игру еще быстрее.

Арт хороший. Изображения рас скорее всего взяты из компьютерной игры (я пока не знаком с нею) и они вполне симпатичные (разве что люди как будто сделаны из воска). Арты на карточках тоже приятные — кораблики и научные станции только радуют глаз. А вот оформление планшетов и выбранный шрифт мне не очень нравятся. Слишком простоватыми они получились. Мне кажется, дизайнер мог бы немного дольше посидеть, чтобы сделать все красивее.

Недостатки у игры тоже, естественно, есть. Самый первый недостаток для меня — это трудность доступа к информации на картах. Когда карты накладываются друг на друга, то мы закрываем свойства карт и очки нижних карт. Порою игрок забывает, в какой системе и конкретно какая карта дает очки в конце игры. Это важно знать, потому что при строительстве новых карт нужно все это учитывать, чтобы положить новую карту в нужную систему. В нескольких системах у вас могут лежать несколько таких карт с бонусами. К сожалению, сверху карты об этом нет никакой информации, поэтому приходится брать весь ряд в руку и смотреть их, либо сдвигать ряды в сторону. Тоже самое касательно других игроков — вы не видите, какие карты им приносят бонусы, а какие нет. Например, есть карта, которая позволяет перестроить ряд соперника по вашему желанию. Такое действие сразу же тормозит общий ход игры, потому что вы захотите изучить каждый ряд. Мне не хватает вспомогательных символов сверху карты.

Далее про кубики. Каждое действие предполагает трату кубика. Ты объявляешь что собираешься делать, потом берешь кубик и кладешь его либо на свой или на чужой планшет, либо в резерв, либо на карту, а потом применяешь эффект. Иногда игроки забывают перекладывать кубик. В принципе, это не проблема игры, а проблема игроков — нужно следить за тем, чтобы все не забывали тратить кубик, иначе может оказаться, что кто-то выполнит лишнее действие. Уже в третьей партии я и мои друзья реже забывали это делать. Т.е. это просто вопрос привычки. Но следить нужно!

Еще один недостаток могут ощутить на себе новички, и о нем я уже писал — вы можете построить все 20 карт, но вдрызг проиграть по очкам. Но это, конечно, не баг, а фича. Вот только тот, кто проиграет, будет во всем винить игру, безусловно, а не себя.

Заменить весь текст символами, к сожалению, не получилось — на многих картах много текста и в него надо врубиться. Когда ты первый раз видишь карту с каким-то длинным эффектом, то впадаешь в ступор, переваривая полученную информацию. По моему опыту, всегда проще сыграть простую карту, которая дает конкретный ресурс, и все действие карты отображено понятными символами. Сложнее с картами, у которых есть длинный текст, так как иногда ты читаешь и думаешь — а зачем мне это вообще делать? Сыграв несколько партий, понимание карт приходит быстрее.

Не все карты одинаково полезны. Какой-то эффект лучше, какой-то хуже. Благо, что можно сбросить карту и получить ресурс или новые карты взамен. Но есть в игре и такие карточки, которые практически всегда не хочется использовать.

Чтобы успешно играть, нужно знать всю колоду. Нужно знать, что искать в колоде, что лучше всего играет в комбинации, как не остаться без ресурсов и с бесполезными картами. По этой причине новичкам будет сложно играть с опытными игроками. Мне моя третья сыгранная партия понравилась гораздо больше, чем первая, потому что я уже примерно знал, какие карты в какой ситуации лучше сыграть на стол, а какие лучше сбросить.

И напоследок

Итак, сейчас я попробую подытожить все то, что я анализировал (или старался это делать) выше. МоО — это хорошая игра, но без вау-эффекта. Аналогов в российском игропроме нету, и это очень ценно для развития рынка настольных игр в России. На мой взгляд у Склюева и Горн (это авторы игры) получилась любопытная настольная игра. Тема космоса, наверное, даже больше подходит для механики игры, чем постапокалипсис. Мне нравятся карточные игры, я люблю перебирать карты, искать интересные комбинации, использовать их эффекты, и у МоО с этим вроде как проблем нет. Но мне все-таки не хватает глубины. МоО оказалась немного проще, чем я ожидал. Похожие ощущения я испытываю, когда играю на компьютере (хоть и редко это делаю) в какой-нибудь шутер от первого лица и там можно с собой иметь только два вида оружия, потому что больше нельзя. А хочется иметь и гранаты, и пулеметы, и автоматы, и пистолеты. В МоО примерно тоже самое — ты не можешь иметь более четырех активных карт, и ты не можешь сильно развернуться в возможностях.

Мне нравится то, что игра поддерживает разную стратегию развития. Можно долго собирать ресурсы на строительство дорогих карт, а можно прокачать флот и получать очки, атакуя соперников. Если тебя атакуют, то приходится отвлекаться на набор лояльности, иначе игра быстро закончится. Поэтому нельзя просто закрываться от всех и играть в свою игру.

МоО нельзя назвать мировым хитом, но это все же неплохая игра от молодых российских разработчиков. И действительно она может не всякому понравиться. Игра скорее подходит тем, кто не так давно увлекается настольными играми, потому что опытные игроки за 2-4 партии легко поймут все возможности игры и, скорее всего, продолжат играть в свои любимые карточные игры похожего плана (о них я писал выше). Мне сложно говорить о реиграбельности, потому что лично я сам в игру пока не наигрался (сыграл 4 партии и перед тем, как выложить обзор, сыграю пятый раз, чтобы успеть поправить что-нибудь в обзоре, если у меня поменяется мнение). У меня есть желание продолжать изучать возможности игры, мне хочется поиграть за те фракции, за которые я пока не сыграл. Но, как я уже говорил. глубины игры я не чувствую, поэтому понимаю, что через 5-6 партий я могу остыть к МоО. А может быть и не остыну.

Моя оценка игре на Тесере — 7,5. Уверен, что спустя несколько партий оценка не уменьшится, может даже наоборот получит 0,5 баллов. Я считаю, что МоО — это однозначный шаг вперед в российском настольном игрострое. Не шедевр, но вполне годно. Советовать что-либо не буду — попробуйте сами. Я очень жду дополнения, в котором было бы больше возможностей для хардкорных игроков.

Страница игры на сайте издательства Hobby World

Благодаря гильдии разработчиков настольных игр (ГРаНИ) путь от набора идей до полноценной игры прошли десятки игроделов. Наконец-то до издания добрался и самый многообещающий прототип под названием «Кеплер» - разноплановая экономическая стратегия, вдохновлённая неизданной у нас Glory to Rome. Усилиями Hobby World и Wargaming.net «Кеплер» обрёл новое имя - имя знаменитой компьютерной космической стратегии.

Жанр : экономическая стратегия, гонка за очками
Авторы : Игорь Склюев, Екатерина Горн
Художники : Александр Шалдин, Сергей Дулин
Издатель : Hobby World
Количество игроков : 2–4
Возраст игроков: от 12 лет
Длительность партии : 60–90 минут
Похоже на:
The New Era (2011)
Race for the Galaxy (2007)

Похоже, прошло то время, когда игра от «отечественного производителя» означала очередной карточный филлер. Master of Orion хочется сравнить уже не с «Зельевареньем» или «Завриками», а с серьёзными, проверенным временем зарубежными играми вроде Race for the Galaxy, «Поселенцев» и Eminent Domain. Причём сравнение с последней «Орион» выигрывает по всем параметрам. Правила не предлагают оригинальных механик, но используют уже привычные очень элегантно. Да порог вхождения тут гораздо ниже, чем у идейных вдохновителей.

На протяжении восьми раундов (более чем достаточно для развития галактической империи) вам предстоит строить, воевать и путать карты соперникам. У каждого игрока есть планшет, на котором отмечаются деревянными кубиками имеющиеся ресурсы: продовольствие, флот и уровень производства. Чем больше ресурсов получит игрок в начале раунда, тем больше кубиков действий ему достанется. Достигнув значения «7» на любом из трёх треков, вы сможете делать целых пять ходов за раунд, но мораль ваших людей понизится. За неё отвечает четвёртый ресурс, лояльность, который отмечен на шкале слева. Настроение подданных падает и после атак противника, причём чересчур низкие значения «выключают» самые мощные карты. На этом участие вашего населения в игре заканчивается, фишек рабочих и выбора персонажей в игре нет.


Получив кубики действий, игроки могут развивать свои империи. За один кубик можно набрать карт в руку из общей колоды, построить (оплатить и выложить на стол) одну из них, поднять настроение своим подданным, набрать немного ресурсов или поменять их по постоянному курсу. Некоторые постройки открывают новые действия (активация таких способностей тоже требует хода и траты кубика), но место под карты ограничено - все они должны поместиться в четыре стопки-системы, причём работать будут способности только недавно возведённых построек. Остальные продолжают приносить продовольствие и другие ресурсы, но и только. Решать, какими преимуществами пожертвовать, приходится уже в третьем-четвёртом раунде.

Планшет игрока

Не все постройки нужно активировать - некоторые приносят пользу сразу или увеличивают эффективность других действий. Больше всего в колоде улучшений для атак: дополнительные карты, победные очки с каждым рейдом, удвоенный моральный урон, приток ресурсов. Но баланс между мирной и военной стратегией выдержан. Вернее даже, таких стратегий тут нет - опытный игрок просто будет отталкиваться от пришедших на руку карт. Чтобы объявить атаку, нужно сравняться на треке флота с соперником, а за это время враг наверняка поднимет свою экономику. Например, выстроит в системе длинную цепочку с «Планетарным суперкомпьютером» и будет получать 5 победных очков за каждую активацию.

Вообще, взаимодействия в Master of Orion гораздо больше, чем у соседей по жанру. Мало копаться в своём планшете и следить за вражеским флотом. Есть немало способов повлиять на чужую империю. «Десантный корабль» отправит под низ стопки лучшую карту системы, «Лагерь шпионов» разлучит с полезным советником, а «Линкор» заблокирует на время часть игровых действий. При этом игроки могут нанести друг другу только непрямой урон - на ресурсы и победные очки покуситься нельзя. Хотя и такая агрессия уже не позволяет однозначно отнести игру к еврошколе.


Итог: Master of Orion - это русская настольная игра, которой можно гордиться. Достаточно глубокая и в то же время доступная новичкам. Ориентированная на развитие экономики, но в меру конфликтная. Не просто эксплуатирует известный бренд, а продолжает его идеи. Если Steel Arena не успеет появиться на полках к декабрю, лучшая отечественная игра года нам уже известна.


Настольная игра

Кол-во игроков
От 2 до 4

Время партии
От 40 до 60 минут

Сложность игры
Средняя

Стратегическая космическая настолка, которая была создана по одноименной компьютерной игре в 1993 году. Вам предстоит возглавить одну из цивилизаций и стать правителем галактики, так как человечеству необходим новый дом. Вы можете исследовать космос, строить и развивать колонии, заниматься торговлей и все это для того чтобы привести ваш народ к победе. Настольная игра Master of Orion очень динамическая, яркая и сбалансированная.

Цель настольной игры Настольная игра Master of Orion:

Необходимо набрать наибольшее количество очков в конце партии. И поздравляем правителя галактики!

Игроки очки получают за:

  • эффекты карт
  • успешные атаки соперников
  • сооружения в ваших системах
  • лояльность цивилизации
    ВАЖНО! Если у вас отрицательная лояльность, но очки отнимаются.

Партия завершается выполнив одной из трех условий:

  • завершился восьмой раунд
  • в конце раунда у одного из игроков в каждой системе пять карт
  • в конце раунда лояльность цивилизации 0 или ниже

Настольная игра Master of Orion: правила игры

Настольная игра Master of Orion длится максимум восемь раундов. Один раунд состоит из 3-х фаз, которые идут по порядку:

1. Фаза: Подготовка.

  • Получение ресурсов. Каждый из игроков получает ресурсы, которые изображены в верхней части его карточки. При получении ресурса вы перемещаете кубик на своем счетчике ресурсов. ВАЖНО! Запрещается иметь больше ресурсов, чем есть делений на вашем счетчике.
  • Определения уровня мобилизации и получения действия. Здесь определяется количество действий, которые может выполнить ваша цивилизация в данном раунде. Уровень мобилизации же может быть: низким, средним и высоким. При низком вы получаете наименьшее количество действий, но приобретает лояльность, при высоком – наоборот.
  • Эффекты. Игроки по очереди используют все свои эффекты обозначенные на карточках.

2. Фаза: Действия.

В данной фазе все игроки по очереди выполняют свои действия. Первый игрок выполняет одно действие, второй игрок выполняет одно действие и так ход действий передается по кругу, пока все игроки не потратят свои кубики действий.

  • Строительство - можете построить сооружение. Стоимость сооружения оплачивается, а сама карта выкладывается на стол в одну из ваших систем, либо основывается новая по вашему усмотрению.
  • Эксплуатация - вы можете сбросить одну из ваших карт с руки и получить за нее новую карту или ресурсы. Все зависит от цвета сбрасываемой карты:
    • 1. серая карта - 4 карты берете и оставляете 3 из них
    • 2. синяя карта - берете 3 продовольствия
    • 3. красная карта - берете 2 флота
    • 4. золотая карта - берете 1 производство
    • 3. Исследование - можете взять 2 карты с колоды
  • Активация - вы можете запустить эффект специальной карты с символом «Активация». Некоторые эффекты необходимо будет оплатить, некоторые активируется без оплаты.
  • Атака. Для атаки на другого игрока, вам предстоит с начало объявить о войне – бросив кубик. Вы можете напасть на соперника от 1 до 3 раз, в зависимости от количества соперников. Вы можете атаковать только в том случает если у вас и у соперника одинаковое количество флота или ваш флот превосходит. Не забывайте также что необходимо будет заплатить за атаку ресурсами. После нападения лояльность падает на одну единицу, а нападающий получает 2 очка.
  • Торговля - вы можете обменять свои ресурсы по рыночной стоимости. Ресурсы выше 9 пропадают.
  • Пропаганда - повышается лояльность вашей цивилизации, только один раз за весь раунд. Лояльность может быть выше 10.
  • Сделка - вы можете нанять советника. Вы сбрасываете любые три карты и берете одного из советников. ВАЖНО! У вас может быть только один советник. Если же вы хотите взять другого, то сбрасываете первого. Все советники дают уникальные бонусы и свойства.

3. Фаза: Завершение раунда.

  • Проверяется на конец игры. Настольная игра Master of Orion завершается в трех из выше перечисленных условий.
  • Сбрасываются кубики в резерв
  • Сбрасываются до пяти карт
  • Ход передается следующему игроку по кругу.