Национальный удостоверяющий центр. Казначейское исполнение бюджета Проверка электронной цифровой подписи

Развитие казначейской системы, ее возрастающие требования и финансовые возможности порождает как количественные изменения информационной среды - увеличение объема обрабатываемой информации, выполняемых функций, так и качественные - расширение функционального спектра решаемых задач, изменение их характера и тому подобное. Разнообразие и сложность выполняемых органами казначейства задач определили его ориентацию на использование в своей деятельности современных автоматизированных информационных технологий.

Использование автоматизированных систем обеспечивает создание единого информационного пространства, охватывающего все участки и всех участников бюджетной сферы. Ядром построения единого информационного пространства бюджетной сферы является полная автоматизация процесса исполнения бюджета, что обеспечивает оптимизацию комплексного бюджетного учета и финансового контроля, и эффективное управление государственными финансовыми ресурсами.

Основным назначением автоматизированной информационной системы (АИС) казначейства является согласование и обеспечение взаимодействия казначейских органов всех уровней между собой и с другими участниками бюджетного процесса, их оперативное информационное обеспечение, автоматизация основных процессов, организация систем связи и передачи данных.

Структура информационно-вычислительной системы органов казначейства зависит от ряда факторов:

Характер выполняемых функций и решаемых задач;

Нормативно-инструктивной базы;

Внутренней организационной структуры и тому подобное.

Каждый из этих факторов существенным образом влияет на организацию информационно-вычислительной сети казначейской системы.

в Определенной степени на организацию автоматизированной информационной системы Казначейства Украины и его территориальных органов, а также на технологию обработки данных влечет структура казначейской системы, которая включает три иерархические уровня: первый уровень представлен центральным аппаратом Казначейства, на втором уровне размещены главные управления казначейства в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на третьем - управления (отделения) казначейства в городах, районах и районах в городах. Соответственно, АИС казначейства имеет иерархическую организацию, при которой централизованная обработка информации и единое управление ресурсами системы на верхнем уровне сочетается с соответствующей обработкой данных на низовых звеньях. Такую организацию автоматизированной информационной системы называют централизованной сетью.

Организация и функционирование информационных систем казначейства в существенной степени зависит от задач и функций, которые выполняют органы казначейства. Основная деятельность органов казначейства связана с обеспечением кассового выполнения государственного и местных бюджетов, обслуживанием государственных целевых фондов и долга, эффективным управлением финансовыми ресурсами государства. Если на промышленных предприятиях объектом управления в основном являются материальные потоки, то деятельность органов казначейства связана с формированием денежных потоков и обработкой информации об их наличии и движении.

Следовательно, автоматизация основного производства на промышленных предприятиях представляет собой автоматизацию материальных потоков, а создание АИС в органах казначейства означает автоматизацию информационных процессов. Это объясняется тем, что основой деятельности органов казначейства является работа с информацией о наличии и движении финансовых ресурсов государства. К тому же, более 90% от общей суммы денежного оборота операций с бюджетными средствами и средствами государственных целевых фондов осуществляется в безналичной форме. В казначейском учете имеют место записи о денежные средства и операции с ними на соответствующих носителях, то есть информация, которая при определенных условиях может материализоваться. Таким образом, автоматизация "основного производства" в органах казначейства сводится к автоматизации обработки информации, которая по сути является предметом и продуктом труда не только соответствующих информационных систем, но и органа в целом.

В процессе обслуживания бюджетных средств в АИС органов казначейства отражаются реальные денежные потоки поступления доходов и осуществления расходов. Информация о движении денежных потоков отражается в казначейском учете и подается в соответствующие органы казначейства, а также других участников бюджетного процесса.

Вместе с тем, формируется информация про, так называемые, негроїдові потоки, такие как: доведение и учет плановых показателей бюджетных росписей и смет бюджетных учреждений, принятие и регистрация обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств, формирование и представление отчетов о выполнении бюджетов, которые существуют только в виде соответствующих отчетных данных о выполнении бюджетов и нормативно-справочной информации.

Поэтому, в автоматизированных информационных системах казначейства отдельно формируется информация, связанная с движением денежных и неденежных потоков. Отражение в информационной системе казначейства указанных информационных потоков, их автоматизированная обработка, является решающим фактором повышения оперативности, аналитичности и достоверности информации о состоянии и движении бюджетных средств.

Нынешнее состояние охвата казначейскими функциями, учитывая информационную насыщенность системы, ее многоуровневую иерархическую структуру, функциональную сложность и необходимость работы практически в реальном режиме времени синхронно с банковской системой, стало возможным благодаря проведенной значительной работе по автоматизации информационно-вычислительных процессов.

Практика убеждает, что от надежной работы информационной системы в большой степени зависит успешность выполнения органами казначейства своих функциональных полномочий. Внедрение и развитие АИС управления бюджетным процессом позволяет:

Обеспечить принятие управленческих решений в бюджетной сфере путем автоматизации обработки информации на всех уровнях бюджетной системы;

Создать единые автоматизированные базы данных для решения различных финансовых задач;

Предоставлять полную, достоверную и своевременную информацию для принятия решений

бюджетной сфере на всех уровнях власти; - организовать эффективную и динамичную взаимодействие органов казначейства с финансовыми и налоговыми органами, банковскими учреждениями, другими участниками бюджетного процесса; - повысить экономическую эффективность обработки информации на основе снижения

затрат на информатизацию. Таким образом, создание эффективной АИС управления исполнением бюджетов является важным условием повышения действенности казначейской системы. Автоматизация бюджетного процесса обеспечивает оперативное получение, обработку, хранение и передачу информации о движении бюджетных средств и состояние выполнения бюджетов.

Автоматизированные информационные системы, используемые в системе казначейства, постоянно модернизируются, что связано с появлением более совершенных аппаратных и программных средств. Это позволяет адекватно реагировать на воздействие переменного внутренней и внешней среды, обеспечивать эффективное управление финансовыми ресурсами государства.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой убедительно доказывает, что разработка и внедрение автоматизированных информационных систем управления бюджетным процессом способствует повышению экономической стабильности этих государств.

Порядок подключения

к системе ИС «Казначейство-клиент»!

В целях эффективного внедрения электронного документооборота финансовых документов с государственными учреждениями «Казначейство-клиент» Вам необходимо провести подготовительные мероприятия для подключения к ИС «Казначейство-клиент» 2013 года, а именно подготовить вычислительную технику по следующим параметрам:

Наличие Интернет-соединения: Минимально 2 отдельные рабочие станции в ГУ (для руководителя и главного бухгалтера), подключенные к Интернету через выделенные каналы связи со скоростью не менее 128 Кбит/с, рекомендуемая – 256 Кбит/с.

Требования к техническому оснащению:

Персональный компьютер:

Процессор с частотой не менее 1GHz и выше

Оперативная память не менее 256MB и выше

Объем свободного пространства жёсткого диска в размере не менее 150 MB

Монитор с разрешением экрана не менее SVGA 1024 x 768

Операционная система:

Internet Explorer версии 6.0 или выше

Adobe Acrobat Reader версии 7.0 или выше

Сканер на рабочей станции главного бухгалтера:

Расширение 300 dpi.

Поддержка форматов gif, jpg, png, tiff, pdf, ipeg.

Доводим до Вашего сведения, что для оперативной информации открыты сайты «Департамент казначейства по г. Алматы» по адресу www. . И www. «Комитет казначейства МФ РК»

Основные нормативно-правовые акты по системе «Казначейство-клиент»:

1. «Порядок взаимодействия пользователей с информационной системой «Казначейство-клиент» и Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан»,

2. «Пользовательское соглашение об использовании электронного документооборота с Клиентом (Казначейство-клиент)»,

3. «Соглашение об использовании электронной цифровой подписи между казначейством и клиентом»,

4. «Дополнительное соглашение к соглашению об использовании Электронной цифровой подписи между казначейством и клиентом»,

5. «Акт об уничтожении отозванных регистрационных свидетельств и закрытых ключей ЭЦП»

размещены на странице «Отдел юридической службы».

Процедура подключения к системе ИС «Казначейство-клиент» и получения электронных цифровых ключей размещена на сайте pki . gov . kz «Национального удостоверяющего центра» на странице ИС «Казначейство-клиент» . Для получения заявки ON-LINE устанавливается программное обеспечение : Корневые сертификаты, JAVA последней версии. Затем отправляется заявка с компьютера пользователя. После подписания соглашения в Департаменте Необходимые документы сдаются в ЦОН для получения в электронном виде ЭЦП. Все Роли , которые можно использовать описаны в «Порядке взаимодействия пользователей с ИС «Казначейство-клиент» и Национальным удостоверяющим центром РК».

Также «Руководство пользователя по получению регистрационного свидетельства НУЦ РК для ИС «Казначейство-клиент » и «Аутентификация и регистрация нового пользователя » размещены на нашем сайте на странице «Новости».

После получения ЭЦП производить вход в систему адресом « https :// client . kazynashylyk . kz », используя браузер Internet Explorer.

Для входа в «Справочник»-«Организационно-техническую документацию» необходимо набрать Ваш Логин и Пароль и необходимо скачать с сайта на странице «Справочник» - «Руководства пользователя для Государственных учреждений» , «Руководства ГУ по СКС 2012г. » (Для СКС) все руководства пользователей. Для получения выходных форм в системе ИС «Казначейство-клиент» модуле «Отчетность» необходимо скачать с организационно-технической документации «Руководство пользователя для бух v 2».

Хранение ключей на аппаратных ключах (Kaztoken, eToken) увеличивает безопасность хранения и использования ЭЦП организации:

  • Хранимые ЭЦП с данных устройств скрытно скопировать сложнее, нежели с ПК
  • При утере токена, использование ЭЦП защищено паролем

Для использования устройств еТокен, организация должна иметь действующие ключи ЭЦП.

В статье:

Установка ключей ЭЦП на устройство eToken (видео урок)

Установка ЭЦП на носители еТокен имеет нюансы (проверено на сентябрь 2015 года).

Устройство еТокен при первом использовании, перед записью на него ключей требует обязательного изменения пароля по умлочанию (1234567890) на более сложный, только после чего возможна запись ключей ЭЦП на устройство. Поэтому, если просто вставить новое устройство еТокен в ПК и попытаться через сайт НУЦ установить сертификаты, после окончания установки будет выдаваться сообщение об ошибке установки сертификатов.

Поэтому придется скачать управляющую программу на устройство eToken, переинициализировть устройство, убрав галочку требовать смену пароля перед использованием.

А так как сайт НУЦ может записать ключи на токен, только если пароль на еТокен 1234567890 (при других паролях, опять же после установки получаем ошибку записи ключей), в управляющей программе принудительно устанавливаем пароль 1234567890, предварительно сняв галочку о требовании сложного пароля.

После проделанных операций, можно успешно записать ключи ЭЦП на носитель eToken.

Очистка носителя eToken (видео урок)

Исправляем ошибку Обнаружено более одного ключа RSA ключа

Если перед установкой новых ключей не произвести очистку носителя еТокен, установка через сайт НУЦ пройдет успешно, но при попытке входа на портал ИС Казначейство Клиент, вы столкнетесь со следующей ошибкой: Обнаружено более одного RSA ключа:

Решением этой проблемы будет скачать утилиту InfoToken() и с помощью нее отформатировать устройство. После чего придется заново записать ключи на токен.

Совет от нашего читателя: можно попробовать удалить лишние ключи с помощью TumarCSP.

От автора:

Если проблема решена, один из способов сказать «Спасибо» автору, указан — .

Если же проблему разрешить не удалось или появились дополнительные вопросы, задать их можно на нашем , в нашей группе .

Или же, воспользуйтесь нашей услугой « » доверив решение проблемы специалисту.

Анализ существующей финансовой системы страны показывает недостаточную оперативность учета за поступлением и расходованием бюджетных средств, контроля за их целевым использованием, длительность прохождения выделенных средств до конечного получателя, слабую взаимосвязь между финансовыми органами в процессе исполнения бюджетов различных уровней. Исходя из оценок развития и реформирования финансовой системы в 1993 г. и процессов, происходящих в экономике страны, коллегия Министерства финансов РФ определила следующие приоритетные задачи финансовой политики на перспективу перед аппаратом Министерства финансов и местными финансовыми органами: - совершенствование межбюджетных отношений и усиление координации финансовых и налоговых органов; - увеличение доходной базы бюджетов за счет повышения собираемости налогов, совершенствования методики взимания и полноты сбора налогов; - направление средств на реализацию социальной политики и обеспечение своевременного и полного финансирования на всех уровнях бюджетов социально защищенных статей; - активизация рынка государственных ценных бумаг с учетом перехода к длительным срокам их обращения и привлечения на рынок нерезидентов, расширение географии рынка; - повышение эффективности валютно-финансовых операций и укрепление национальной валюты. Для решения этих задач Правительством РФ 27 августа 1993 г. было принято решение о создании нового финансового органа – казначейства. Казначейство – это специальный государственный финансовый орган, в функции которого входит: - Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единой кассы. - Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств. - Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государст-венных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов. - Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ. - Управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ. - Разработка методических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся государственными средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, и т.д. Реестры на перечисление средств Рис. 4.6. Схема движения денежных средств и документов при финансиро-вании предприятий и организаций через систему казначейских органов Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми функциональными и информационными связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой государственной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях, охватывая большое количество участников, принадлежащих различным ведомствам. Схема движения информационных потоков денежных средств и документов при финансировании предприятий и организаций из федерального бюджета через систему казначейских органов приведена на рис 4.6.